m_u_s_t_a_f_a: (Default)
[personal profile] m_u_s_t_a_f_a
МАЛЕНЬКИЙ ХОЛДЕН КОЛФИЛД
Фото © Инны Казаковой

У меня, как вам хорошо известно, есть сын Ахмад Стародубцев. В отличие от многих родителей, я не имею специальной тетрадочки, чтобы записывать наиболее интересные высказывания своего сына, да и вас, читателей моего ЖЖ, стараюсь этим не утомлять, о чём уже неоднократно говорилось. Тем не менее, поскольку последние несколько дней я провёл с Ахмадом вдвоём (профессия его мамы, переводчицы со шведского, связана с частыми и иногда довольно продолжительными командировками, что даёт мне возможность хотя бы на время почувствовать себя самым настоящим отцом-одиночкой) и полон впечатлений от интенсивного общения, я решил процитировать краткий монолог, произнесённый Ахмадом ни с того ни с сего, безо всякого видимого повода, когда мы с ним возвращались из детского сада.

Я считаю себя уродом. Я плохо пою. Я плохо себя веду. Зачем я вообще родился на свет?

Непривычно, согласитесь, слышать подобные вещи от шестилетнего ребёнка. Как-то это совсем по холден-колфилдовски прозвучало.

Небольшое, но важное уточнение: мне не всегда удаётся точно выражать свои мысли и чувства, и поэтому, вполне возможно, этот пост может быть воспринят неадекватно, - будто бы я хвастаюсь тем, какой у меня необычный ребёнок, и призываю других разделить моё восхищение. В действительности я не на шутку встревожен, и я решительно не знаю, что делать. Я вообще нигогда не мнил себя крупнейшим специалистом в области воспитания детей, а в данном случае я просто в полной растерянности.

Date: 2007-11-12 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] malyshka-mju.livejournal.com
замечательный сын у тебя! в столь юном возрасте ребенок уже ЗАДУМЫВАЕТСЯ над таким вопросом и рефлексирует. молодцы папа и мама.
а ты не спрашивал, может ему в детсаду что-нибудь наговорили?

Date: 2007-11-12 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Нет, не спрашивал: это ведь и так понятно. Я и сам был ребёнком-изгоем, поэтому хорошо знаю, что когда тебя расспрашивают, заставляя при этом всё вспоминать и заново переживать, становится ещё хуже.

Date: 2007-11-12 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] sinoptikk.livejournal.com
ну что ты драматизируешь-то. какой он изгой? а вот ты этим своим надрывом и акцентированием как раз очень даже можешь сформировать у него подобное восприятие себя.
извини, если резко.

Date: 2007-11-12 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Мне не всегда удаётся достаточно связно выражать свои мысли, а в данном случае речь шла о том, что ребёнком-изгоем был я, из чего не следует, что Ахмаду также это предстоит, - хотя таким "интеллигентским" детям с восприимчивой психикой обычно бывает непросто в любом детском коллективе, - если это, конечно, не Царскосельский лицей, - и тебе это известно не хуже, чем мне. Решительно не имел намерения задеть твои материнские чувства, и если это всё же произошло - прошу великодушно меня простить. В конце концов, я никогда не считал себя человеком, который всегда и во всём прав, да и выдающимся детским психологом тоже никогда себя не мнил. Твоё мнение во всём, что касается Ахмада, для меня важнее чьего бы то ни было ещё - на том простом основании, что ты его мама, и поэтому я обещаю тебе учесть твоё замечание: скорее всего, оно справедливо.

А теперь - оффтопик: только что ехал на велосипеде с работы по набережной. На озере - настоящий шторм: пронзительный холодный ветер дует прямо в лицо, волны "перекатываются через мол и падают вниз стремительным домкратом", и при этом солнце светит, блестит вдалеке золочёный шпиль соломенской церкви, красота просто невероятная - и я снова вспомнил наш с тобой когдатошний разговор о Петрозаводске, и снова подумал: нет, ни за что никуда не уеду из этого города.

Прошу прощения у тебя и у всех читателей за многословие и пафос, допущенные при написании данного коммента. :-)

Date: 2007-11-12 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/butsefal_/
Вот-вот, я тоже об этом подумал, может быть это от садисток-воспитательниц идет? Меня плохое пение насторожило.

Date: 2007-11-12 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Ахмад занимается в детском хоре "Пеллерво" при Дворце пионеров, и преподаватели им довольны. У него прекрасный слух, он с лёгкостью запоминает и воспроизводит даже достаточно сложные, не "детские" мелодии. Да и воспитательниц его детского сада у меня нет оснований подозревать в склонности к садизму, особенно если учесть то, что Ахмад - внук воспитательницы этого же детского сада, проработавшей в нём много лет и пользующейся уважением в коллективе. Уж если бы они даже и захотели над кем-нибудь покуражиться, то, конечно, выбрали бы для этой цели какого-нибудь другого ребёнка, а не внука своей коллеги.
Edited Date: 2007-11-13 09:55 am (UTC)

Date: 2007-11-13 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/butsefal_/
Ну тогда, конечно, не в них дело.
А у меня, кстати, прабабка была воспитательницей в детском саду. В Виннице.

Date: 2007-11-12 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] ninkka.livejournal.com
хорошо если потом не последует: "Я не просил вас меня рожать"

Date: 2007-11-12 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Такое уже неоднократно звучало. А однажды Ахмад прямо посреди улицы устроил нам с [livejournal.com profile] sinoptikk урок педагогики:

Зачем вы вообще меня родили?! Вы же совершенно не умеете воспитывать детей!!! Детям же всё нужно разрешать!!!

Мы, естественно, не удержались и расхохотались, что ещё раз подтвердило, что воспитатели из нас ещё те. :-)
Edited Date: 2007-11-12 10:08 am (UTC)

Date: 2007-11-12 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] ninkka.livejournal.com
надо ж, а я после десяти стала такие заявления делать

какие дети нынче развитые

Date: 2007-11-12 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] grimo-im.livejournal.com
наблюдал на юге следующее - сначала шалит, потом казнится именно таким образом. может бить себя. что это?

Date: 2007-11-12 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Да, бывало: и сам себя по голове кулачишкой колотил, и убить его требовал: "Я не хочу жить! Убейте меня!". Меня это, естественно, не на шутку тревожит.

Date: 2007-11-12 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-olga.livejournal.com
Может быть,он не чувствует достаточно любви и внимания? Нужно ему объяснить,как он вам нужен,просто необходим,никто не смог бы его заменить,что он такой единственный и самый лучший.И укрепить уверенность в себе,в своих талантах,в том,что он ничем не хуже других.И что важно в себя верить,в то,что всё получится,что захочешь.Пусть у него и у вас всё будет хорошо!

Date: 2007-11-12 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Во всяком случае, от меня Ахмад получает ровно столько любви и внимания, сколько я в состоянии ему дать, - учитывая то, что я не какой-нибудь там бизнесменишка или менеджер, который с утра до ночи сидит в офисе, а по выходным шляется по саунам да по боулингам или хлещет пиво с такими же офисными глистами. Мы с ним каждый вечер по пути из детского сада гуляем по городу, летом катаемся на велосипедах, зимой - на финских санках, не пропускаем ни одного симфонического концерта в филармонии, летом выезжаем иногда на загородные пикники и вообще довольно много времени проводим вместе. Да и мама у него правильная.

Date: 2007-11-13 03:33 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-olga.livejournal.com
Я и не сомневалась.Но,может быть,стоит с ним ещё и поговорить,чтобы у него никогда не возникало сомнений в своей нужности.Чтобы никогда в будущем,не дай Бог,не возникло мыслей о самоубийстве.Я знакома с парнишкой,который в ранней юности не смог вынести расставание с первой любовью,решил,что никому не нужен,не захотел больше жить.Чудом остался жив,врачи собрали буквально по косточкам.Очень плохо ходит.Жалеет об этом,конечно..
Ну,может быть,на вопрос "зачем вы меня родили?",сказать что-то вроде:мы мечтали именно о таком мальчике,без тебя мы не были бы счастливы..

Date: 2007-11-13 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
МЫ С АХМАДОМ

Вот такие страстные объятия для нас с Ахмадом - дело вполне обычное и повседневное. Никто не может сказать, что я недостаточно внимателен к своему сыну, недостаточно ласков и нежен с ним. И уж конечно, он прекрасно знает, каким желанным было для меня его появление на свет. Во время одного из наших блужданий по городу я даже показал ему окно на втором этаже роддома и рассказал, как его, крошечного, только что родившегося, когда-то показывала мне через это окно его мама.

Date: 2007-11-12 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] ex-dr-dimir.livejournal.com
Даже не знаю, как отреагировать...

Date: 2007-11-12 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Вот и я, признаться, растерялся.
(deleted comment)

Date: 2007-11-12 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Подрастёт - соблазнишь. ;-)

Date: 2007-11-12 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] sevencats.livejournal.com
Ребенок бьет тревогу! Нужно реагировать. Простите за вмешательство, но позволю себе высказать две идеи:
1. С детским садом надо разобраться. Но не распрашивая ребенка, а просто идти туда и ехать на них всеми колесами: "Кто сказал моему сыну, что он плохо поет?!" Если они не виноваты, поверьте, они сумеют отбиться. Проверено неоднократно.
2. Возможно, такова его реакция на вашу с его мамой раздельную жизнь (не как у других). Это нам, взрослым, кажется, что у нас "высокие отношения". У детей другая логика. Вот это придется выяснять самим, подкрадываясь к нему на мягких лапах.
Все это может вам не подойти в качестве руководства к действию, но, пожалуйста, поймите одно: этот монолог - просьба о помощи.

Date: 2007-11-12 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] ftichka.livejournal.com
Согласна на 100%

Date: 2007-11-12 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
С детским садом как раз всё в порядке (см. коммент выше). Что же касается того, что Вы очень удачно назвали "высокими отношениями", то они, на мой взгляд, дают ему множество несомненных преимуществ: например, он может жить у мамы, а может - у папы, и я не думаю, что у ребёнка, в свои шесть лет уже повидавшего и Швецию, и Францию, - не говоря уж о Финляндии, которая вообще, как известно, не заграница - могут откуда ни возьмись появиться стереотипы мышления, свойственные - уж извините за высокомерие! - среднеарифметическим потребителям программы "Кривое зеркало", ток-шоу Андрея Малахова и тупых телесериалов. В конце концов, откуда ему вообще знать, что мама и папа должны жить вместе, на одной жилплощади? Идея о том, что "всё должно быть как у людей", обычно внедряется в сознание в более старшем возрасте.

Всё, монолог Чацкого окончен. Готов выслушать Ваши возражения, если таковые возникли. :-)

Date: 2007-11-12 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] sevencats.livejournal.com
Возражения, безусловно, есть, но... Я, пожалуй, оставлю их при себе. Надеюсь, Вы не восприняли мои слова так, будто я пытаюсь читать Вам мораль. Я лишь хотела сказать, что глазами ребенка мир выглядит совсем по-другому. И - в большинстве случаев - на его мировосприятие гораздо больше влияют сверстники из детского сада, чем то, что кажется таким значимым для взрослых... Дальше спорить не будем, хорошо?:)

Date: 2007-11-12 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Хорошо. Да мы и не спорили. :-)

Date: 2007-11-12 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] infront.livejournal.com
довольно точное мировосприятие. удивительно что в таком раннем возрасте!
именно потому что не могу ответить на этот вопрос для себя не собираюсь заводить детей.

Date: 2007-11-12 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] skopibi.livejournal.com
как педагог, работавший с маленькими детьми, могу вам с уверенностью сказать - это нормальное явление! но у этого явления есть психологические корни, куда ж без этого, и на самом деле поговорить с сыном, без распросов, а просто поговорить с ним было бы замечательно:)
у меня был подобный случай и при разговоре по душам трхлетний (!!!) ребенок выдал: "меня все обманывают, мама меня обманывает, обещает провести со мной время, а сама даже на ночь со мной не поговорит" (мама к слову работает в правительстве и у нее всего трое сыновей!), так-то;)

Date: 2007-11-12 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Я, слава Богу, работаю не в правительстве, и моя работа не создаёт мне никаких препятствий для общения с сыном. Мы с ним, как уже было сказано, достаточно много времени проводим вместе. Вот только для того, чтобы перевести разговор с какого-нибудь Человека-Паука на более серьёзные и важные вещи, моих педагогических способностей, увы, хватает не всегда.
Edited Date: 2007-11-13 09:48 am (UTC)

Date: 2007-11-12 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] trans-99.livejournal.com
Какой-то незаконченный пост. Что ты ему ответил?

Date: 2007-11-12 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Естественно, я ответил ему, что категорически не считаю его уродом, а даже наоборот; что поёт он очень неплохо, и это может подтвердить (и уже подтверждала) его преподавательница в детском хоре "Пеллерво", в котором он занимается; что ведёт он себя действительно не всегда идеально, но это дело поправимое. А уж ответ на главный вопрос - о том, для чего он родился на свет, - я надеюсь предложить ему позже, когда придёт время и этот вопрос будет задан им уже не как риторический.
Edited Date: 2007-11-12 06:34 pm (UTC)

Date: 2007-11-13 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] darly2006.livejournal.com
моему скоро 5, и он ведет тоже странные беседы.
например, спрашивает, скоро ли мы умрем, а деду с бабкой сказал, что когда они умрут, он будет жить в их квартире, только ему нужно уже сейчас показать кнопочку в лифте, а то он не знает, на какой этаж ехать.
и т.п.
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
- Бабушка, ты умрёшь?

- Умру.

- Тебя в яму закопают?

- Закопают.

- Глубоко?

- Глубоко.

- Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!


Тему смерти мы в наших беседах с Ахмадом затрагиваем довольно часто - особенно тогда, когда наш путь лежит через кладбище. Он часто расспрашивает меня о смерти, о Судном Дне, и я охотно удовлетворяю его интерес: на мой взгляд, чем раньше у ребёнка выработается правильное отношение к смерти, тем лучше.
From: [identity profile] darly2006.livejournal.com
ну мы тоже обсуждаем эти темы часто.
потому что сын часто их поднимает.
он планирует, что вырастет, женится, родит детей, мы с мужем их понянчим, а потом умрем.

Date: 2007-11-14 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] enroses.livejournal.com
Молодец. Уже владеет манипуляцией:)

Date: 2007-11-14 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Да, этот ребёнок определённо знает, как воспитывать родителей! :-)

Date: 2007-11-18 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] berger-kostya.livejournal.com
Я тоже иной раз делился с дедушкой на тему, как я буду пользоваться некоторыми его вещами после его смерти. И это при том, что он был моим самым любимым человеком. А вот воспринять саму перспективу его смерти я никак не мог! Мне кажется, эти две вещи были взаимосвязаны.

А по поводу этих слов Ахмада: а что, разве это не нормально для человека иногда высказываться/чувствовать подобным образом? Было бы более тревожно, на мой взгляд, если бы он никогда не чувствовал чего-то подобного. Всем нам в такие моменты нужен кто-то, кто бы сказал нам искренне о том, как мы ценны. Даже взрослые люди не могут обходиться без этого, а тем более дети.
Есть, впрочем, одна конкретная известная мне причина подобных чувств у детей, но я ее тебе скажу лишь в личном порядке -- если захочешь.

Date: 2007-11-19 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] berger-kostya.livejournal.com
А вообще-то, ничего "ужасного" я не хотел сказать, просто эта проблема не так лекго разрешается на данном этапе. Но поскольку это правда, которую нужно знать, то вот она:
согласно многим исследованиям и практике, на детской психике всегда очень сильно и глубоко сказываются всевозможные разрывы между родителями, отсутствие одного из них, разводы, раздельное жительство. Это всегда большой шок и проблема для всех детей и часто сказывается на заниженной самооценке и т.п., что особенно заметно становится в подростковом возрасте. Практически все "проблемные" дети пришли из семей с плохими отношениями между супругами или из "неполных" семей.
Я думаю, Создатель семьи имел в виду совместное жительство родителей ("и станут двое одна плоть")forever и заложил это в нас как закон. А дети, еще не научившись лгать самим себе, очень остро воспринимают все, что против законов Творца. Им нужна гармоничная атмосфера взаимной любви родителей, чтобы они могли видеть ценность такой любви и учиться ей. И при том они страдают, видя, как страдают родители.
Но данный вопрос, конечно, не так просто решается ПОСЛЕ ТОГО КАК, как если бы об этом думали заранее. Поэтому я колебался, решая, говорить об этом или не говорить. Надеюсь, я не задел ничьих чувств -- все-таки, взрослые все люди.

Date: 2007-12-04 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] aminota.livejournal.com
Детей надо баловать. Тогда из них вырастают настоящие разбойники... А ещё им обязательно нужно ГОВОРИТЬ о том, какие они замечательно-лучшевсехние. Не подразумевать (мол,это же и так ясно, я ведь так много внимания ему.... тра-та-та). Говорите, кричите, хвастайтесь!!! Каждый день, обязательно. Поступайте как порядочные еврейские мамы - заклинайте ребёнка обожанием.....

Date: 2007-12-06 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] m-u-s-t-a-f-a.livejournal.com
Ты совершенно права, сестричка: я тоже часто вспоминаю эту цитату из "Снежной королевы" и неуклонно ей следую, насколько позволяют мои финансовые и прочие возможности. :-) Примерно то же нам сказал и психолог, которого мы с Ахмадом посещаем.

Больше любви! Ведь это именно то, без чего мы - люди, живущие сердцем, а не умом - просто не можем существовать.

ПРОФИЛЬ

m_u_s_t_a_f_a: (Default)
Олег Шматович

December 2017

S M T W T F S
     12
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 14th, 2025 12:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios